Вулкан Аскья (Askja) и высокогорные районы Исландии

Исландия рядом!

Нам очень нравится Исландия, скажем прямо, - она нам близка по духу.

В августе 2014 года мы отправились в поистине незабываемую 14-часовую экскурсию в горы Исландии. Нашей целью были калдера Аскья (Askja) и образовавшийся после мощного извержения кратер Вити (Víti), название которого переводится как ад. В июле в этом районе произошло землетрясение и оползень, в результате чего уровень воды в озере Аскья теперь на 2 метра выше, чем раньше. Нам очень повезло, что мы получили возможность посетить этот место в начале августа, как спустя некоторое время там начались настоящие землетрясения и извержения вулкана, которые продолжались в течение 9 месяцев!

В 6:30 утра мы выехали из города Акурейри (Akureyri) по направлению к озеру Миватн (Mývatn), где взяли ещё нескольких пассажиров. Затем мы направились прямиком в горы, съехав с кольцевой трассы номер 1 на горную дорогу F88. Наша первая остановка была возле Хроссаборга (Hrossaborg), кратера в форме амфитеатра, возраст которого составляет 10000 лет. Водитель заехал прямо в кратер, вышел из машины и спустил воздух в колёсах с 33 до 15 psi (с 2,25 до 1 Атм.) чтобы увеличить сцепление шин с дорогой. Точно также мы делали, когда поднимались на джипах вверх по ледникам.

Hrossaborg переводится как «Лошадиный замок», так как в прошлом это место использовалось в качестве естественного укрытия для лошадей. Кратер сам по себе является довольно необычным, а песчаник добавляет ему таинственности. Сцены из фильма «Обливион» с Томом Крузом в главной роли снимались именно в Хроссаборге.

Итак, мы готовы ехать в исландские горы. Гравийные дороги здесь довольно ухабистые, а ещё нам предстоит пересечь несколько рек. Наш сопровождающий прекрасно умеет переправляться через реки, так как на данном маршруте он делал это бесчисленное количество раз, однако внедорожники нередко застревают в середине реки и их приходится вытаскивать на буксире. Мы сделали остановку рядом с небольшим, но очень красивым водопадом у реки, через которую мы только что переправились. Её название – Графарленд (Grafarlönd).

Водопад Графарленд (Grafarlönd)

Ландшафт высокогорья выглядит бесплодным и похожим на лунный, и именно в районе Аскья тренировались астронавты НАСА перед полётом Аполлона в 1967 году.

Вдруг впереди появляется прекрасный оазис Хердюбрейдарлиндир (Herðubreiðarlindir), который получил свое название в честь королевы исландских гор, вершины Хердюбрейд (Herðubreið). К несчастью, погода стояла дождливая и туманная, поэтому нам не удалось увидеть эту красивую гору. Мы остановились в Хердюбрейдарлиндире и были поражены пышной зелёной растительностью и красотой этого места, расположенного в середине бесплодной пустыни.

Оазис Хердюбрейдарлиндир (Herðubreiðarlindir)

Наш гид проводил нас до «Эйвиндаркофи» (Eyvindarkofi) или приюта Фьятла-Эйвинда – сохранившегося убежища одного из самых известных исландских преступников, Fjalla-Eyvindur (Эйвинда-Горца), жившего здесь в 1774-1775 годах. Фьятла-Эйвинд был вынужден скрываться в течение 20 лет и жил в пустыне вместе со своей женой Халлой. Мне довелось побывать во многих его укрытиях на территории Исландии, и меня всегда удивляет, как эти люди смогли выжить холодными исландскими зимами.

По словам Фьятла-Эйвинда, проведённый здесь год был худшим из всех, что он прожил за годы в изгнании. Было ужасно холодно, и у него не было ничего, чтобы развести огонь и согреться, а питаться ему приходилось сырым лошадиным мясом. Но здесь есть чистая вода, которая в этом оазисе поступает прямо из лавы.

В Хердюбрейдарлиндире имеется небольшой домик и санузел. Чтобы воспользоваться туалетом, придётся заплатить 500 Исландских крон, однако вам лучше это сделать, потому что далеко не факт, что у вас получится найти туалет посреди дикой природы.

Наша следующая остановка была возле небольшого водопада Гьюфрасмидюр (Gljúfrasmiður) в ледниковой реке Йёкюльсау-ау-Фьёдлюм (Jökulsá á Fjöllum), которая является второй по длине в Исландии (206 км).  Jökulsá á Fjöllum переводится как Ледниковая река в горах. Это серый ревущий поток, вытекающий прямо из ледника Ватнайёкюдль (Vatnajökull).

Далее к северу по ледниковой реке расположен Деттифосс (Dettifoss), самый мощный водопад в Европе, а также несколько других небольших водопадов. Река настолько мощная, что мне было страшно стоять слишком близко к ней.

Мы даже сняли видеоролик, чтобы запомнить, насколько сильное течение у этой ледниковой реки. Jökulsá á Fjöllum в последнее время часто появлялась в новостях, поэтому мы опасались, что может произойти извержение крупного вулкана Баурдарбунга (Bárðarbunga), расположенного под ледником Ватнайёкюдль. Если бы началось извержение, в бассейне реки Йёкюльсау-ау-Фьёдлюм случилось бы сильное наводнение, что привело бы к полному хаосу в этой области и дальше к северу. Будем надеяться, что в ближайшее время ничего подобного не произойдёт.

За время путешествия мы пересекали эту реку два раза, а всего на ней три моста.

Далее мы целый час ехали через дикую местность по извилистой ухабистой дороге. Пейзаж вокруг нас долго был очень серым, но потом он вдруг изменился и стал жёлтым. Мы попали в часть высокогорья с названием «Викрахрейн» (Vikrahraun) или Тефра-лава, которая образовалась из потока лавы в 1961 году. Вся местность покрыта жёлтой тефрой (Тефра – продукты вулканических извержений, пепел). И из этой тефры повсюду торчат чёрные куски затвердевшей лавы, довольно живописно.

Водитель остановился и позволил нам выйти, чтобы потрогать тефру. Она удивительно легкая. Стоя на этом месте, чувствуешь сильнейшую привязанность к своей стране. Наше путешествие длилось три недели и мы видели все виды красивых пейзажей, однако именно посреди этой огромной пустыни мне удалось почувствовать эту прочную связь и сказать себе: «Вот ЭТО и есть Исландия«.

Мы подъехали уже довольно близко к месту назначения и наша следующая остановка была возле удивительного каньона Дрекагиль (Drekagil или «Драконий каньон») в горах Дингьйюфьодль (Dyngjufjöll), где мы остановились, чтобы пообедать в одной из хижин. Из-за сильного дождя реки вышли из берегов, и мы смогли пешком спуститься в каньон, как планировали. Но наш гид рассказал нам о находящихся в каньоне двух драконах, в честь которых каньон получил своё название.

Если вы внимательно присмотритесь, то сможете увидеть изображение этих двух драконов в верхней части моей фотографии. Мне не удалось сделать более качественное фото из-за проливного дождя, но надеюсь, что вы их разглядели 🙂

Рядом с каньоном Дрекагиль расположена хижина с названием Дреки (Dreki), в которой есть спальные места. Если вы планируете остановиться в этом месте, не забудьте взять с собой еду, так как ничего съедобного там не продаётся. В Дреки мы оставили одного из путешествовавших с нами пассажиров, и он собирался провести там несколько дней. С собой у него был только бутерброд, так как он думал, что сможет купить продукты на месте. Наш гид обещал привезти ему еду во время своей следующей поездки в сторону Аскья через 2 дня.

Пообедав в маленькой хижине в Дреки, мы отправились к Аскья, который находится на расстоянии всего 8 км от каньона Дрекагиль, и оставили внедорожник на стоянке. Поход к озеру Аскья и кратеру Вити оказался лёгкой прогулкой длительностью примерно в 30 минут. Во время нашего путешествия дорога туда всё ещё представляла собой заснеженное поле.

Лил сильный дождь, дул ветер, и температура была низкой. Я забыла надеть водонепроницаемые штаны и промокла до нитки.

Наконец увидев кратер Вити, я пришла в полный восторг. Большой кратер Вити с беловато-голубой непрозрачной водой выглядит так, как будто он из другого мира. В кратере, диаметр которого составляет 150 метров, находится горячее геотермальное сернистое озеро с температурой воды 25-30 градусов Цельсия, и в нём даже можно купаться.

21 июля в этом районе произошло землетрясение и оползень, из-за чего в озере Аскья поднялась волна высотой в 50 метров, накрывшая кратер Вити. В результате уровень воды в озере Аскья сейчас на 2 метра выше, чем раньше. Во время нашего посещения плавать в кратере было запрещено. Это очень меня расстроило, так как мне очень хотелось в нём искупаться, и купальник был у меня под одеждой. Надеюсь, что во время следующей поездки я смогу поплавать в кратере Вити.

Озеро Аскья, которое также называют Ёскьюватн (Öskjuvatn), и кратер Вити появились в результате сильнейшего извержения вулкана в 1875 году. После извержения многие из исландцев эмигрировали в Канаду. Озеро Аскья располагается в кратере вулкана Аскья и является вторым по глубине озером в Исландии (220 м).

Рядом с озером установлен монумент в память о немецких ученых, которых звали Вальтер фон Кнебель и Макс Рудлофф. В 1907 эти исследователи приехали в регион Аскья с целью его изучения. Исследуя местность, они отправились в плавание по озеру на маленькой лодке и исчезли. Казалось, будто их поглотила земля. Позже невеста Вальтера фон Кнебеля, которую звали Инна фон Грумбков, приезжала в Исландию с экспедицией, но им так и не удалось выяснить, что случилось с двумя учеными. Действительно грустная история.

Мы провели час на берегу озера Аскья, а затем отправились обратно. Назад мы поехали другим маршрутом, пересекли ледниковую реку Йёкюльсау-ау-Фьёдлюм по мосту рядом с Упптипингаром (Upptyppingar) и сделали остановку в Фьятлакаффи (Fjallakaffi или «Горное кафе») в городке Мёдрудалюре (Möðrudalur), который является наиболее удалённым поселением в Исландии.

После 14 часов в дороге мы прибыли в Акюрейри в 20:30 вечера. Путешествие получилось удивительное, всем рекомендуем. Мне давно хотелось посетить регион Аскья, поэтому очень здорово, что нам удалось это сделать до того, как дороги закрыли из-за извержения вулкана Холухрейн (Holuhraun).